О книгах

Виктор Мазин СУБЪЕКТ ФРЕЙДА и ДЕРРИДА

Можно пойти по традиционному пути и сформулировать главную идею этой книги просто и наукообразно, например: понятие "субъекта" в психоанализе Зигмунда Фрейда и философской деконструкции Жака Деррида. Затем в ход пустить детализацию взаимоотношений этих двух методов, их сходство и различие, а так же трактовку каждым из них ключевых субъектных понятий: бессознательного, истины, я, невроза, симптома, памяти и т. д. Но тут придется упомянуть и о том, что Фрейд фактически сорвал "чеку" с классического понимания субъективности, запустив необратимые процессы не только в антропологии, философии и психологии, но и в искусстве и культуре в целом. Фактически он спровоцировал этим формирование глобальной ментальной среды и то содержимое социальных процессов, которое к концу прошлого века все как-то сообща вдруг стали называть постмодерном. Но в этой новой реальности вдруг окажется, что расщеплённость и внутренняя конфликтность субъекта, которую постулировал классический психоанализ сменилась к концу XX столетия его (субъекта) концептуальной "смертью", а самому психоанализу чтобы "выжить", теперь не обойтись без специфического структурного демонтажа, главным специалистом которого прослыл Деррида.

А вот тут начинается самое интересное, т. к. для скандального постструктуралиста Дерриды вообще нет места никакому устойчивому или достоверному знанию; в его понимании всё оно в принципе выстроено на иллюзорных и вымышленных предпосылках, а Фрейд для него почти такой-же доктринер и создатель тотальной системы, как и прочие анти- или пред-пост-модерные психологи и философы. Однако, вот в этом ПОЧТИ и кроется вся подлинная суть книги, которая движет автором и которая, по его мнению, прорубает учению Фрейда единственно возможную просеку в "сумрачном лесу" современного мира. Все его помыслы сосредоточены лишь на деконструкции, как "психоанализе психоанализа", и в этом сокрыта последняя практическая надежда на реанимирование "убитого" когда-то субъекта.
Made on
Tilda